Вопросы и ответы:

  • С первого января в Москве появится Единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), с чем это связано и что изменится?
  • Как будет называться услуга по вывозу отходов с 1 января 2022 года и какой статус она получит?
  • Кто является Региональным оператором по обращению с ТКО в городе Москве?
  • В какие сроки начнет работать Региональный оператор?
  • Какие функции закреплены за Региональным оператором?
  • Каким образом в процессе участвует ООО «ЭкоЛайн» ?
  • Какие виды работ будут выполнять ООО «ЭкоЛайн»?
  • Кто обязан заключить договор с Региональным оператором?
  • Как можно заключить договор на вывоз отходов? Порядок действий.
  • Как будет начисляться оплата услуги по обращению с ТКО?
  • Кем и какой тариф установлен на услугу обращение с ТКО?
  • Почему плата за вывоз мусора рассчитывается с квадратного метра площади, а не с человека?
  • Где можно ознакомиться с формой договора на вывоз отходов?
  • Кем утвержден типовой договор и как его можно корректировать?
  • Кто должен заключать договор на вывоз отходов?
  • Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО?
  • Сохранятся ли прежние правила раздельного сбора отходов, действующие на территории города Москвы?
  • Куда можно обратиться с вопросами об организации вывоза отходов?
  • Как оплачивается данная услуга у жителей-льготников?
  • Чем грозит отходообразователю отсутствие договора?


  • С первого января в Москве появится Единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), с чем это связано и что изменится?


    С нового года Москва перейдет на новую систему обращения с отходами, которая предполагает создание единого регионального оператора по обращению с отходами. Положением ст.29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено требование к субъектам Российской Федерации - городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь перейти к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) региональными операторами по обращению с ТКО (далее - Регоператор) до 01.01.2022. Региональный оператор – это организация, которая с 1 января 2022 года будет отвечать за весь цикл обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО): сбор, вывоз, обработку, утилизацию и размещение ТКО. Он будет одновременно заключать, исполнять и контролировать договоры с отходообразователями, операторами транспортирования ТКО и операторами объектов сортировки и утилизации ТКО, а также вести учет объема и качества оказываемых услуг. Региональный оператор отбирался путем проведения открытого конкурса, организованного уполномоченным органом власти субъектов Российской Федерации, а именно Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. С 2022 года только победитель государственного тендера уполномочен оказывать услуги по обращению с отходами на территории города Москвы. Теперь все договоры, которые заключают потребители, как физические, так и юридические лица, должны заключаться исключительно с региональным оператором. Таким образом, сфера обращения с ТКО станет более открытой, систематизированной и прозрачной.




    Как будет называться услуга по вывозу отходов с 1 января 2022 года и какой статус она получит?

    С 1 января 2022 года услуга по вывозу отходов в городе Москве получает наименование «Обращение с ТКО» и с момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) услуга по вывозу отходов становится коммунальной в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Стоимость данной услуги будет учтена в платежных документах (квитанциях).




    Кто является Региональным оператором по обращению с ТКО в городе Москве?

    По результатам конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП «Экотехпром» 13 мая 2021 года подписано Соглашение №110 ДЖКХ/21 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 № 01-01-13-105/21 ГУП «Экотехпром» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок до 31 декабря 2029 года. В зону ответственности Регоператора входит вся территория Москвы.
    Предприятием начаты подготовительные мероприятия для перехода к новой системе обращения с отходами и с 1 января 2022 года Региональный оператор приступит к осуществлению деятельности в городе Москве. Предприятие имеет большой опыт работы в сфере обращения с отходами, оно успешно работает в отрасли с 1993 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 604 от 29 июня 1993 года.





    В какие сроки начнет работать Региональный оператор?


    В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы №110-ДЖКХ/21 Региональный оператор приступит к осуществлению деятельности по обращению с ТКО с 1 января 2022 года. В настоящий момент предприятием начаты подготовительные мероприятия для перехода к новой системе обращения с отходами. Срок полномочий компании определен до 2029 года.




    Какие функции закреплены за Региональным оператором?

    В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональный оператор организовывает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.




    Каким образом в процессе участвует ООО «ЭкоЛайн» ?

    По прежней схеме за вывоз отходов и все остальные этапы по обращению с ними отвечало множество разных компаний. С появлением новой структуры в виде регионального оператора контроль сосредоточится в «одних руках». Региональный оператор будет организовывать всю работу и тщательно следить за ее выполнением.

    В соответствии с действующим законодательством и вышеуказанным Соглашением Регоператор вправе привлекать к оказанию услуги по обращению с ТКО другие специализированные организации (далее – Операторы) путем проведения в установленном порядке процедуры открытого конкурса.

    Так, по результатам проведенных торгов Операторами определены следующие организации:

    • ООО «ЭкоЛайн» - на территории Центрального и Северного административных округов города Москвы;

    • ООО «МСК-НТ» - на территории Юго-Восточного и Зеленоградского административных округов города Москвы;

    • ООО «Хартия» - на территории Северо-Восточного и Восточного административных округов города Москвы;

    • ООО «МКМ-Логистика» - на территории Западного и Юго-Западного административных округов города Москвы;

    • ООО «Группа компаний Современные экологические технологии» (ООО «ГК СЭТ») - на территории Троицкого, Новомосковского и Южного административных округов города Москвы;

    • ООО «Спецтранс» - на территории Северо-Западного административного округа города Москвы.

    Данные организации имеют необходимые лицензии, обладают специальным оборудованием, знаниями, навыками и квалификацией. Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО ГУП «Экотехпром» заключило с ними сроком до 2029 года. Они от имени Регоператора также уполномочены заключать договоры с отходообразователями (потребителями услуги).




    Какие виды работ будут выполнять ООО «ЭкоЛайн»?

    Работа ООО «ЭкоЛайн» и ООО «МКМ-Логистика» заключается в сборе и вывозе отходов, сортировке и выделении полезных фракций, с последующим направлением их на переработку, а неутилизируемых отходов на обезвреживание и размещение.




    Кто обязан заключить договор с Региональным оператором?

    В соответствие с пунктом 4 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ собственники ТКО (собственники частных жилых домов и частей жилых домов, собственники нежилых помещений в многоквартирных домах, управляющие компании/ТСЖ/жилищные кооперативы, с юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

    Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.

    При управлении многоквартирным домом управляющей организацией/ТСЖ договор с Региональным оператором заключает управляющая организация/ТСЖ согласно пунктам 148.8., 148.9. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.




    Как можно заключить договор на вывоз отходов? Порядок действий.


    Для заключения договора с агентом Регионального оператора, которым является компании ООО «ЭкоЛайн», необходимо заполнить онлайн-заявку и направить необходимые документы  




    Как будет начисляться оплата услуги по обращению с ТКО?


    Расчет стоимости услуг регионального оператора за обращение с твердыми коммунальными отходами складывается из нескольких величин.

    Во-первых, это норматив накопления ТКО, который зависит от категории отходообразователей, ими могут выступать как управляющие компании многоквартирного жилого фонда, индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, соцучреждения. Он устанавливается в кубических метрах ТКО на расчетную единицу: квадратный метр жилья, сотрудника или рабочее место и т.п. В зависимости от категории отходообразователя уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ устанавливается норматив накопления ТКО на год на одну такую расчетную единицу.

    Во-вторых, в формулу расчета входит единый тариф регионального оператора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который устанавливается в рублях за 1 куб. метр ТКО.

    Итоговая цена регионального оператора на услугу по обращению с ТКО на 1 месяц определяется путем умножения норматива накопления ТКО, определенного исходя из расчетной единицы потребителя, на количество таких расчетных единиц и на тариф регионального оператора, поделенный на 12 (месяцев).

    Для расчета платы за услугу по обращению с ТКО необходимо учитывать способ коммерческого учета ТКО.

    Подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505 (далее – Правила № 505), предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

    - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

    - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

    При этом, пунктом 8 Правил № 505 установлено, что при раздельном накоплении ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

    Таким образом, при расчете цены исходя из норматива накопления ТКО ежемесячный расчет стоимости будет происходить по формуле:

    P = K х N/12 х T,

    где:

    K – количество расчетных единиц у отходообразователя, установленных ДЖКХ г. Москвы для данной категории объектов в соответствии с распоряжением от 29.09.2021 №01-01-14-194/21,

    N – норматив накопления ТКО,

    T – тариф РО.

    Расчет платы за жилое помещение производится в соответствии с пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, согласно которому расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО может осуществляться исходя из общей площади жилого помещения . Поскольку в г. Москве норматив накопления ТКО для жилых помещений установлен исходя из площади жилого помещения расчет платы осуществляется по формуле:

      Рисунок1.png ,

    где:

    Si - общая площадь i-го жилого помещения;

    Рисунок2.png- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

    Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    Для нежилых помещений плата за услугу по обращению с ТКО на основании норматива определяется следующим образом:

    P = K х 1/12N х T,

    где:

    K – количество расчетных единиц у отходообразователя, установленных ДЖКХ г. Москвы для данной категории объектов в соответствии с распоряжением от 29.09.2021 №01-01-14-194/21,

    N – норматив накопления ТКО,

    T – тариф РО.

    При организации раздельного накопления ТКО в многоквартирном доме и фактического соблюдения потребителями требований накопления сортированных отходов, расчет цены производится исходя из объёма емкости контейнеров в МКД по следующей формуле:

    P = Si /Sоб х V х T,

    где:

    Si – общая площадь жилого помещения.

    Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме,

    V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период,

    T – тариф РО.

    Для нежилых помещений МКД плата за услугу по обращению с ТКО на основании на основании объема вывезенных контейнеров определяется следующим образом:

    Для нежилых помещений плата за услугу по обращению с ТКО на основании норматива определяется следующим образом:

    P = V х T,

    где:

    V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период?

    T – тариф РО.

    В случае наличия у отходообразователя собственного места накопления отходов - контейнерной площадки, доступ к которой третьим лицам ограничен, и раздельном накоплении ТКО расчет платы за услугу по обращению с ТКО производится по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных на месте накопления отходов:

    P = K х V х T,

    где:

    K – количество контейнеров, установленных на МНО,

    V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период,

    T – тариф РО.

    Ознакомиться с распоряжением




    Кем и какой тариф установлен на услугу обращение с ТКО?


    Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы, осуществляемую ГУП «Экотехпром» составляет 839,23 руб. за 1 куб.м. Тариф утвержден приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09.11.2021 № 170-ТР. Тариф является единым для всех потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    Ознакомиться с Приказом




    Почему плата за вывоз мусора рассчитывается с квадратного метра площади, а не с человека?

    Субъекты нашей страны выбирают единицу для расчета стоимости услуги по вывозу отходов самостоятельно исходя из региональных особенностей. Нормативы могут рассчитываться по числу зарегистрированных жителей или же по метражу жилья.

    В Москве помимо зарегистрированных граждан находится большое количество временно проживающих, незарегистрированных граждан. Если бы плата устанавливалась по числу зарегистрированных граждан, а не по площади, то москвичи бы оплачивали услугу за незарегистрированных жителей, что представляется неприемлемым. Плюс на площади, где прописан один собственник, проживают целые семьи из 5–10 человек и соответственно отходов образуется гораздо больше, чем от одного человека. А в настоящее время, отсутствует легальная возможность отследить и зафиксировать количество фактически проживающих граждан. По аналогии с оплатой услуг по водо-, газо- и электроснабжению на производство мусора невозможно установить счётчик и отследить фактическое количество произведенных отходов в каждой квартире или доме.




    Где можно ознакомиться с формой договора на вывоз отходов?


    С типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами можно ознакомиться тут
     


    Кем утвержден типовой договор и как его можно корректировать?

    Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641».

    На основании указанной формы ГУП «Экотехпром» опубликовало на своем сайте Типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для отдельных потребителей:

    а) для физических лиц;

    б) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    в) для потребителей, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    г) для потребителей, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Предложения потребителя для внесения в договор оформляются в виде протокола разногласий к проекту договора в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса РФ.

    В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора в соответствии с пунктом 8.15. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.




    Кто должен заключать договор на вывоз отходов?

    В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

    Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в лице его агента.

    Собственнику квартиры в многоквартирном доме с Региональным оператором оптимально заключить договор через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК и т.п.).




    Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО?


    Все договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют только до 1 января 2022 года. До указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется в рамках ранее заключенных договоров. С 1 января 2022 года у всех отходообразователей должны быть заключены договоры на услугу «Обращение с ТКО» с региональным оператором.




    Сохранятся ли прежние правила раздельного сбора отходов, действующие на территории города Москвы?


    С 1 января 2020 года на территории Москвы действует двухпоточная система раздельного сбора отходов. Это значит, что на каждой контейнерной площадке должны быть установлены емкости с серой и синей индикацией. Различить контейнеры достаточно просто - если есть синяя наклейка с надписью вторсырье, то он предназначен для сбора пяти видов сухих отходов - пластика, стекла, макулатуры, металла и тетрапак. Контейнер с серой наклейкой предназначен для смешанных отходов, то есть остатков пищи, предметов личной гигиены и емкостей, загрязненных продуктами питания. Такая система зарекомендовала себя с лучшей стороны и будет сохранена в прежнем виде.  




    Куда можно обратиться с вопросами об организации вывоза отходов?


    Задать вопросы, касающиеся сферы обращения с отходами, можно по телефону горячей линии ООО «ЭкоЛайн» - 8 495 663-65-60 или отправив электронное письмо на адрес электронной почты: zayavka@ec-line.ru  




    Как оплачивается данная услуга у жителей-льготников?

    Постановление Правительства Москвы «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг». Кроме того, информацию о действующих льготах и субсидиях за оплату жилищно-коммунальных услуг рекомендуем уточнять в органах социальной защиты населения.


    Чем грозит отходообразователю отсутствие договора?

    Уклонение от заключения договора на вывоз ТКО и КГО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время:

     -  в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    На уровне Московского законодательства Пунктом 3.1. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018 (далее – Правила № 1018) установлена обязанность юридических лиц, иных хозяйствующих субъектов и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТКО и КГМ.

    Ответственность за нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве предусмотрено  статьей 8.10. КоАП г. Москвы и влечет наложение штрафа   на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Таким образом, отсутствие у юридического лица с договора региональным оператором в лице оператора комплексной услуги (ООО «ЭкоЛайн») с 01 января 2022 года, образует состав административного правонарушения.