С первого января в Москве появится Единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), с чем это связано и что изменится? |
---|
|
Как будет называться услуга по вывозу отходов с 1 января 2022 года и какой статус она получит? |
---|
С 1 января 2022 года услуга по вывозу отходов в городе Москве получает наименование «Обращение с ТКО» и с момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) услуга по вывозу отходов становится коммунальной в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Стоимость данной услуги будет учтена в платежных документах (квитанциях).
|
Кто является Региональным оператором по обращению с ТКО в городе Москве? |
---|
По результатам конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП «Экотехпром» 13 мая 2021 года подписано Соглашение №110 ДЖКХ/21 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 № 01-01-13-105/21 ГУП «Экотехпром» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок до 31 декабря 2029 года. В зону ответственности Регоператора входит вся территория Москвы.
|
В какие сроки начнет работать Региональный оператор? |
---|
|
Какие функции закреплены за Региональным оператором? |
---|
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональный оператор организовывает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
|
Каким образом в процессе участвует ООО «ЭкоЛайн» ? |
---|
По прежней схеме за вывоз отходов и все остальные этапы по обращению с ними отвечало множество разных компаний. С появлением новой структуры в виде регионального оператора контроль сосредоточится в «одних руках». Региональный оператор будет организовывать всю работу и тщательно следить за ее выполнением.
В соответствии с действующим законодательством и вышеуказанным Соглашением Регоператор вправе привлекать к оказанию услуги по обращению с ТКО другие специализированные организации (далее – Операторы) путем проведения в установленном порядке процедуры открытого конкурса.
Так, по результатам проведенных торгов Операторами определены следующие организации:
Данные организации имеют необходимые лицензии, обладают специальным оборудованием, знаниями, навыками и квалификацией. Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО ГУП «Экотехпром» заключило с ними сроком до 2029 года. Они от имени Регоператора также уполномочены заключать договоры с отходообразователями (потребителями услуги).
|
Какие виды работ будут выполнять ООО «ЭкоЛайн»? |
---|
Работа ООО «ЭкоЛайн» и ООО «МКМ-Логистика» заключается в сборе и вывозе отходов, сортировке и выделении полезных фракций, с последующим направлением их на переработку, а неутилизируемых отходов на обезвреживание и размещение. |
Кто обязан заключить договор с Региональным оператором? |
---|
В соответствие с пунктом 4 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ собственники ТКО (собственники частных жилых домов и частей жилых домов, собственники нежилых помещений в многоквартирных домах, управляющие компании/ТСЖ/жилищные кооперативы, с юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией/ТСЖ договор с Региональным оператором заключает управляющая организация/ТСЖ согласно пунктам 148.8., 148.9. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.
|
Как можно заключить договор на вывоз отходов? Порядок действий. |
---|
|
Как будет начисляться оплата услуги по обращению с ТКО? |
---|
Расчет стоимости услуг регионального оператора за обращение с твердыми коммунальными отходами складывается из нескольких величин. Во-первых, это норматив накопления ТКО, который зависит от категории отходообразователей, ими могут выступать как управляющие компании многоквартирного жилого фонда, индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, соцучреждения. Он устанавливается в кубических метрах ТКО на расчетную единицу: квадратный метр жилья, сотрудника или рабочее место и т.п. В зависимости от категории отходообразователя уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ устанавливается норматив накопления ТКО на год на одну такую расчетную единицу. Во-вторых, в формулу расчета входит единый тариф регионального оператора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который устанавливается в рублях за 1 куб. метр ТКО. Итоговая цена регионального оператора на услугу по обращению с ТКО на 1 месяц определяется путем умножения норматива накопления ТКО, определенного исходя из расчетной единицы потребителя, на количество таких расчетных единиц и на тариф регионального оператора, поделенный на 12 (месяцев). Для расчета платы за услугу по обращению с ТКО необходимо учитывать способ коммерческого учета ТКО. Подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505 (далее – Правила № 505), предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом, пунктом 8 Правил № 505 установлено, что при раздельном накоплении ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. Таким образом, при расчете цены исходя из норматива накопления ТКО ежемесячный расчет стоимости будет происходить по формуле: P = K х N/12 х T, где: K – количество расчетных единиц у отходообразователя, установленных ДЖКХ г. Москвы для данной категории объектов в соответствии с распоряжением от 29.09.2021 №01-01-14-194/21, N – норматив накопления ТКО, T – тариф РО. Расчет платы за жилое помещение производится в соответствии с пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, согласно которому расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО может осуществляться исходя из общей площади жилого помещения . Поскольку в г. Москве норматив накопления ТКО для жилых помещений установлен исходя из площади жилого помещения расчет платы осуществляется по формуле: , где: Si - общая площадь i-го жилого помещения; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для нежилых помещений плата за услугу по обращению с ТКО на основании норматива определяется следующим образом: P = K х 1/12N х T, где: K – количество расчетных единиц у отходообразователя, установленных ДЖКХ г. Москвы для данной категории объектов в соответствии с распоряжением от 29.09.2021 №01-01-14-194/21, N – норматив накопления ТКО, T – тариф РО. При организации раздельного накопления ТКО в многоквартирном доме и фактического соблюдения потребителями требований накопления сортированных отходов, расчет цены производится исходя из объёма емкости контейнеров в МКД по следующей формуле: P = Si /Sоб х V х T, где: Si – общая площадь жилого помещения. Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период, T – тариф РО. Для нежилых помещений МКД плата за услугу по обращению с ТКО на основании на основании объема вывезенных контейнеров определяется следующим образом: Для нежилых помещений плата за услугу по обращению с ТКО на основании норматива определяется следующим образом: P = V х T, где: V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период? T – тариф РО. В случае наличия у отходообразователя собственного места накопления отходов - контейнерной площадки, доступ к которой третьим лицам ограничен, и раздельном накоплении ТКО расчет платы за услугу по обращению с ТКО производится по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных на месте накопления отходов: P = K х V х T, где: K – количество контейнеров, установленных на МНО, V – объем контейнеров, вывезенных с МНО за расчетный период, T – тариф РО.
|
Кем и какой тариф установлен на услугу обращение с ТКО? |
---|
|
Почему плата за вывоз мусора рассчитывается с квадратного метра площади, а не с человека? |
---|
Субъекты нашей страны выбирают единицу для расчета стоимости услуги по вывозу отходов самостоятельно исходя из региональных особенностей. Нормативы могут рассчитываться по числу зарегистрированных жителей или же по метражу жилья.
В Москве помимо зарегистрированных граждан находится большое количество временно проживающих, незарегистрированных граждан. Если бы плата устанавливалась по числу зарегистрированных граждан, а не по площади, то москвичи бы оплачивали услугу за незарегистрированных жителей, что представляется неприемлемым. Плюс на площади, где прописан один собственник, проживают целые семьи из 5–10 человек и соответственно отходов образуется гораздо больше, чем от одного человека. А в настоящее время, отсутствует легальная возможность отследить и зафиксировать количество фактически проживающих граждан. По аналогии с оплатой услуг по водо-, газо- и электроснабжению на производство мусора невозможно установить счётчик и отследить фактическое количество произведенных отходов в каждой квартире или доме.
|
Где можно ознакомиться с формой договора на вывоз отходов? |
---|
С типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами можно ознакомиться тут |
Кем утвержден типовой договор и как его можно корректировать? |
---|
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641».
На основании указанной формы ГУП «Экотехпром» опубликовало на своем сайте Типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для отдельных потребителей:
а) для физических лиц;
б) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
в) для потребителей, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
г) для потребителей, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Предложения потребителя для внесения в договор оформляются в виде протокола разногласий к проекту договора в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса РФ.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора в соответствии с пунктом 8.15. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.
|
Кто должен заключать договор на вывоз отходов? |
---|
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в лице его агента. Собственнику квартиры в многоквартирном доме с Региональным оператором оптимально заключить договор через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК и т.п.).
|
Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО? |
---|
|
Сохранятся ли прежние правила раздельного сбора отходов, действующие на территории города Москвы? |
---|
|
Куда можно обратиться с вопросами об организации вывоза отходов? |
---|
|
Как оплачивается данная услуга у жителей-льготников? |
---|
Постановление Правительства Москвы «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг». Кроме того, информацию о действующих льготах и субсидиях за оплату жилищно-коммунальных услуг рекомендуем уточнять в органах социальной защиты населения. |
Чем грозит отходообразователю отсутствие договора? |
---|
Уклонение от заключения договора на вывоз ТКО и КГО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время: - в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. На уровне Московского законодательства Пунктом 3.1. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018 (далее – Правила № 1018) установлена обязанность юридических лиц, иных хозяйствующих субъектов и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТКО и КГМ. Ответственность за нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве предусмотрено статьей 8.10. КоАП г. Москвы и влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Таким образом, отсутствие у юридического лица с договора региональным оператором в лице оператора комплексной услуги (ООО «ЭкоЛайн») с 01 января 2022 года, образует состав административного правонарушения. |