18 июня 2019 года Президиум правительства Москвы принял постановление о досрочном внедрении раздельного сбора отходов (РСО). Предварительно система должна была заработать с 1 января 2022 года (согласно ФЗ-483 от 25 декабря 2018 года для городов федерального значения). В Москве старт сдвинули на два года, и теперь РСО должны внедрить в столице уже с 1 января 2020 года. Чем это обернется для жителей? Мы попросили экспертов прокомментировать ситуацию.
Итак, со следующего года начнет действовать так называемая двухпоточная система сбора коммунального мусора. Это значит, что один поток по-прежнему составят смешанные (неперерабатываемые) отходы, а второй — разделенные на фракции отходы (пластик, стекло, бумага, картон и прочее). Раздельный сбор отходов (РСО) также должен быть внедрен в торговых центрах, местах культуры и отдыха и т. д.
Многих жителей столицы сразу стал волновать вопрос: как это отразится на стоимости ЖКХ? Пока никаких официальных заявлений о повышении тарифов (равно как и об их снижении) не поступало. Власти заявляют, что новая система позволит увеличить количество перерабатываемых отходов и сократить объемы захоронения. Это — один из возможных шагов в сторону глобального изменения ситуации с отходами. Инфраструктура в столице должна появиться к декабрю 2019 года.
Мария Малороссиянова, координатор проектов движения «ЭКА»:
18 июня 2019 года Президиум правительства Москвы принял постановление о досрочном внедрении раздельного сбора отходов (РСО) в Москве. Изначально в планах было сделать это в начале 2022 года, но новая дата опережает предшественницу на два года. Декларируется, что РСО будет внедрен с 1 января 2020 года, то есть уже через полгода. Я думаю, что это решение — реакция на очень «горячую» мусорную повестку. Этот вопрос требует вмешательства со стороны властей, и откладывать уже некуда.
В целом это хорошая инициатива, но мы все должны понимать, что ничего нельзя изменить с такого-то числа такого-то месяца. Москва — это мегаполис, и тут не случится чуда. То есть не может быть ситуации, что 31 декабря все еще сбрасывали смешанный мусор в одну корзину, а 1 января вдруг начали сортировать по пяти контейнерам. Для того чтобы система хоть как-то заработала, необходима прежде всего инфраструктура: тысячи контейнеров для вторсырья, специальный транспортный парк для его вывоза, достаточной мощности сортировочные станции. Также придется провести грандиозную работу с населением: объяснить, что, зачем и почему надо делать.
Многих пугает, что раздельный сбор отходов повлияет на стоимость квартплаты и ежемесячная плата за вывоз мусора возрастет. Опасения могут быть обоснованны: по всей России стоимость вывоза мусора возросла в результате так называемой мусорной реформы, однако не из-за внедрения РСО (во многих регионах его по-прежнему нет). В большей степени это связано с попыткой поставить отрасль по обращению с отходами на легальные рельсы и дать импульс к переходу на цивилизованные методы. В Правительстве РФ уже давно обсуждают, как можно было бы стимулировать рублем тех, кто добросовестно участвует в РСО. В целом же сегодня в России внедрена система оплаты вывоза мусора по нормативам (рассчитывается на основе информации о количестве проживающих в квартире или доме и/или исходя из метража жилого помещения).
На данный момент ситуация с раздельным сбором отходов совсем не радужная. Для того чтобы система работала в плюс, установленные контейнеры должны быстро наполняться качественным вторсырьем. Сейчас же добросовестные компании, которые устанавливают контейнеры (например, «Хартия» или «ЭкоЛайн») жалуются на «засор». «Засор» — это отходы, смешанные с пищевыми и не являющиеся вторсырьем. Или фракции, которые вывозящая компания не принимает на переработку, например пластик с маркировкой 3 или 7.
В России есть города, где РСО работает уже несколько лет. Например, в Мытищах или Саранске. К сожалению, нельзя сказать о радикальном уменьшении объемов смешанных отходов в этих городах. Отчасти это связано с тем, что не все выгодно перерабатывать. Иногда стоимость вторсырья «съедают» транспортные расходы, как может быть с упаковкой из вспененного полистирола — тетрапаком.
Раздельный сбор отходов — это необходимая мера, но не единственная, а лишь одна из возможных по изменению ситуации с мусором в стране и мире.
Глобальная цель — радикальное сокращение количества отходов. Для того чтобы это стало возможным, нужно внедрять нормативы по производству упаковки и механизмы, стимулирующие бизнес и население к использованию легко перерабатываемой или многоразовой упаковки.
Елена Вишнякова, PR-директор группы компаний «ЭкоЛайн»:
Проблема отходов актуальна и в целом для России, и для столицы в частности. Ежегодный объем генерации отходов в стране достиг 70 миллионов тонн, а на Москву из них приходится порядка 10%.
Переход на систему раздельного сбора отходов (РСО) — шаг к улучшению состояния окружающей среды и, как следствие, здоровья горожан, экономии природных ресурсов, сокращению объемов захоронения и объемов вредных выбросов. Постановление о досрочной установке контейнеров в январе 2020 года — это максимально разумное и крайне своевременное решение. Чем раньше это произойдет, тем лучше.
Но, конечно, надо понимать, что важнейшим аспектом в продвижении раздельного сбора остается просветительская работа: можно внедрить инфраструктуру РСО, но эффективность системы также будет определяться готовностью людей жить с новой экологичной привычкой.
Компания «ЭкоЛайн» уже установила в Москве 550 контейнеров для раздельных отходов — это в пять раз больше, чем было предусмотрено госконтрактом на оказание услуг по обращению с отходами в ЦАО и САО Москвы, в рамках которого мы работаем. Собранное сырье вывозят специальные мусоровозы раз в два дня. Мы ставим перед собой задачу создать такую систему, внутри которой человеку не нужно будет думать, куда ему сдать ту или иную фракцию. Он может вынести мусор в контейнер рядом с домом, а после узнать, куда пошли и во что превратились сданные отходы. Двухпоточная система, которую мы внедряем на территории обслуживания и которая будет действовать в Москве с 2020 года, удобна именно тем, что все перерабатываемое вторсырье можно будет сдать в специальный контейнер раздельного сбора, остальное — то, что нельзя переработать, — в обычный контейнер. По видам сырье разберут на сортировочном предприятии.
«ЭкоЛайн» сортирует весь поток отходов — и твердые коммунальные отходы (ТКО), и раздельные. 20% вторсырья отправляется на переработку. Это 140 тысяч тонн в год. При этом РСО гораздо продуктивнее — из раздельных отходов мы получаем 32% вторсырья (против 8–10%, получаемых из смешанных отходов, где полезные компоненты испорчены пищевыми отходами и плесенью).
В России есть современные производства, готовые принимать отходы на переработку, — это очень важно, ведь без этого невозможно внедрить РСО. Необходимы компании, которые будут принимать на переработку собранные отходы. Список наших партнеров, например, насчитывает более 20 организаций, способных переработать как минимум 21 полезную фракцию, которые мы выделяем. Эти цифры постоянно растут. И партнеры готовы к увеличению потока вторсырья, потому что сейчас они работают в условиях недозагрузки на 30%.
Ценным для России может быть опыт Европы именно в части повсеместного внедрения раздельного сбора отходов. Развитие инфраструктуры РСО и переработка отходов там ведется на средства, которые производитель товаров отчисляет на утилизацию своей продукции в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). Как раз на эти средства (а не за счет государства, населения или компаний по обращению с отходами) организуется инфраструктура и собирается упаковка, которая будет переработана.
Система расширенной ответственности производителя предполагает повышенные платежи за неперерабатываемые отходы и возможность снижать платеж, если упаковка легко перерабатывается. Существуют также гражданские инициативы, которые стимулируют корпорации к производству перерабатываемой и экологичной упаковки, голосуя за это рублем.