Назад к списку публикаций

Разделяй и выбрасывай. Как помочь городу решить мусорную проблему

Москва заняла 52-е место в составленном Greenpeace рейтинге городов России, чьи жители могут собирать мусор раздельно. Гораздо больше возможностей сортировать отходы у жителей Химок, Мытищ и Нефтеюганска. Впрочем, столица активно присоединится к «мусорной» реформе только в 2022 году. Как уже сейчас поучаствовать в пилотном проекте по раздельному сбору и одновременно заняться благотворительностью, – выяснила «МП»

Проблема

В 2018 году мусорная проблема в России достигла такого накала, что ее пришлось комментировать президенту Владимиру Путину – в мартовском послании федеральному собранию он объявил о необходимости решить проблему свалок в стране. Отходы, которые производит Москва, в два раза превышают отходы других городов, сообщали члены общественного совета при Минприроды РФ. Большинство мусора убирается из города по старой схеме – вывезти за город и похоронить. Сильнее всего от свалок страдает Московская область: по данным аудиторско-консалтинговой компании Finexpertiza, там скапливается 27,53 млн куб. м отходов в год, то есть по 3,63 куб. м на человека. Мусора в области стало так много, что местные жители заявляли об отравлениях мусорным газом. Если ситуацию не изменить, то через 4-5 лет она выйдет из-под контроля — вырастет число свалок, так как в Московской области полигоны уже заполнены и свободных емкостей практически не осталось, подтвердили «МП» в крупной компании «Ядрово», которая собирает мусор.

Законы

К «мусорной» реформе, которую запустили в 2019 году, присоединилось более 70 регионов. Некоторым, например, Санкт-Петербургу, Севастополю и Москве дали отсрочку до 2022 года. Реформа предполагает, что в стране будет построено 220 заводов по сортировке и переработке отходов. В январе вице-премьер Алексей Гордеев заявил, что к 2030 году Россия полностью откажется от полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов (таких, как «Ядрово»).

Мусор в Москве: от Лужкова до Собянина

Москва шла к раздельному сбору постепенно – пилотный проект стартовал в 2010 году в парке «Кузьминки-Люблино». В 2012-ом раздельные урны установили уже на всех ООПТ. В том же году издание «Московские новости» писало, что эксперимент не удался: баки были переполнены без сортировки, рядом стояли мешки после шашлыков. Несмотря на это, город не отказался от внедрения контейнеров для раздельного сбора - с этого года их можно найти в каждом районе столицы.

А что сейчас?

В компании «Эколайн», которая по госконтракту занимается вывозом мусора из центральных и северных районов города, не согласны с выводами журналистов. Там видят положительную динамику и полагают, что москвичи привыкают к раздельному сбор, более того – хотят в нем участвовать.

– Раньше мы оценивали московскую аудиторию, которая готова сортировать мусор, в 1-2%; в последние годы она увеличилась до 5%. Мы ожидаем, что она будет расти и дальше, – рассказали в пресс-службе «Эколайн».

Одна из крупнейших компаний, которая сейчас занимается сбором и сортировкой отходов в Москве, – «Хартия». Компания сортирует мусор для последующей переработки в СВАО и ВАО. В «Хартии» посчитали, что от общего потока вторсырья в двух округах уже отбирают пятую часть. В переработку идут пластик, стекло, дерево, металл и макулатура. Из бывшего мусора делают флис для производства одежды, тару и упаковку.

В «Эколайне» отметили, что меняется сам алгоритм взаимоотношений москвичей с мусором:

– Раньше «общение» жителя столицы с отходами заканчивалось на этапе опорожнения ведра в мусоропровод. Теперь протесты против свалок и новые эко-проекты вынудили москвичей интересоваться: а что будет [с мусором] дальше?

Что не перерабатывают: TetraPak, салфетки и кофейные стаканы

TetraPak является одним из лидеров по производству упаковок для соков, нектаров и молочной продукции. Подмосковная фабрика компании планировала произвести 7,2 млрд единиц продукции в прошлом году. Но проблема в том, что ее почти не умеют перерабатывать в России.

— Сначала партия поступает на первый завод, где с упаковки снимают металлический слой, — объясняют в компании «Эколайн» (единственная из московских операторов принимает TetraPak). — Затем она идет на второй завод, где перерабатывается картон. После этого, например, получается изолятор для сайдинга. Но зачастую TetraPak сдают неочищенным, что привлекает грызунов. При этом стоимость упаковки довольно низкая. Все это делает сбор TetraPak нерентабельным.

Еще одна проблема для раздельного сбора мусора — дезодоранты, очистители воздуха, краска и другие бытовые товары, которые продают в аэрозольных баллончиках. От их переработки часто отказываются, так как покупатели часто не опустошают емкости до конца, а это может привести к взрыву, — поэтому многие мусорные операторы не рискуют. В Москве их принимает только «Эколайн».

Иная ситуация с салфетками. В случае с бумагой работает простой алгоритм: чем она тоньше, тем меньше потенциал для ее переработки, объяснили в «Эколайне». Так как салфетки состоят из тонких волокон, то перерабатывать их невозможно.

— Есть еще одна вещь, которая может быть переработана, но пока не перерабатывается, — рассказали в компании. — Это бумажные стаканчики для кофе. Нам известен только один переработчик таких стаканчиков и он находится в Великобритании. Там используют сырье от стаканчиков для замешивания в дизайнерскую бумагу. Но это не стопроцентный продукт переработки, а все же подмешивание.

Переработке не подлежит также пластик с маркировками «3», «7» и категории «0». Часто он содержится в линолеуме, детских игрушках, одноразовой посуде, в тюбиках для зубной пасты и бутылках для кулера. Этим список не ограничивается — код все производители проставляют на упаковках. Чтобы не загрязнять природу, продукты с маркировкой «3», «0» и «7» лучше не покупать, рекомендует представитель оператора «Эколайн»

Отказ от пакетов

Пластиковый пакет в среднем используется 25 минут — потом он попадает в мусор млм сам становится емкостью для отходов. По данным Гринпис, каждый год в России используется 26,5 млрд пластиковых пакетов — примерно по 180 на одного человека. При этом продукция почти не разлагается, а компании отказываются ее перерабатывать. На призыв Гринпис откликнулись несколько крупных торговых сетей, действующих в России — они отказались распространять пакеты бесплатно: это «Ашан», Spar, «Вкусвилл» и «Азбука Вкуса». При этом в «Эколайне» подчеркнули, что некоторые полиэтиленовые пакеты «прекрасно перерабатываются» - если это пластик с маркировкой «4».

Во «Вкусвилле» рассказали, что возможен полный отказ от пластиковых пакетов, но к нему в компании пока не пришли, так как к радикальному шагу готовы еще не все покупатели.

— В то же время компания сделала несколько больших и важных шагов на этом пути: ввела плату за пакеты, повысила цены на них с нового года, а также предусмотрела в ассортименте многоразовые сумки и мешки для фруктов, — отметил эколог «Вкусвилл» Александр Цыганков.

Как помочь детям, не закрывая бутылку?

В «Эколайне» полагают, что силами одной компании решить мусорную проблему Москвы и области нельзя — нужно вести пропаганду раздельного сбора среди детей и взрослых, запускать тематические акции. Одна из них — благотворительная — называется «Добрые крышечки», она проводится фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Дело в том, что крышки — самый дорогой пластиковый продукт, который можно сдать на переработку, но при раздельном сборе они теряются из-за своего маленького размера. «Добрые крышечки» собирают в школах, детсадах, фирмах и учреждениях, а потом передают на переработку. Деньги за вторсырье переработчики перечисляют детям с особенностями развития.

Для того, чтобы купить одну инвалидную коляску, которая стоит 250-300 тыс. рублей, нужно сдать около восьми газелей с этими крышечками, — говорят в «Эколайне», который присоединился к акции и помогает отправлять собранные крышки на Тверской завод вторичных полимеров. Программа стартовала в декабре 2016 года, за это время было собрано примерно 120 тонн на сумму примерно 2,5 млн рублей, рассказала МП вице-президент благотворительного фонда Аннна Виноградова. Сборные пункты для крышек весом менее килограмма и больше килограмма есть на картах.

Главные препятствия для раздельного сбора

Схема возврата бутылок работает во многих странах Европы, но не работает у нас – в цену не входит залоговая стоимость тары. На большинстве пивных стеклянных бутылок, которые выпускаются в России, стоит логотип производителя — то есть пивовары уже заранее знают, что бутылка не вернется в таком виде на производство.

Кроме того, СанПиНы запрещают повторно использовать стеклянную упаковку от пищевых продуктов, объясняют в «Эколайне»: то есть стеклянные бутылки можно только заново перерабатывать.

Пластиковые бутылки - рентабельное сырье, но самому заработать на нем непросто.

— Чтобы человек смог зарабатывать на сборе вторсырья, он должен стать его заготовителем, то есть сам собрать крупную партию, — продолжает представитель «Эколайн». — Например, багажник Hyundai Sonata, заполненный пластиковыми бутылками, — это 3 килограмма. Если человек приготовит тонну к отправке, спрессует и сможет это где-то хранить, то это будет уже партия, которая стоит 25-30 тысяч рублей. Но при этом на нем остается стоимость транспортировки до завода — потому что даже тонна считается небольшой партией, за которой переработчик не поедет. Такова экономика РСО (раздельного сбора отходов).

Другая главная сложность реализации РСО — никто не гарантирует, что москвичи будут выбрасывать мусор раздельно, даже если для этого созданы условия.

— В Москве внедряется двухпоточная система раздельного сбора: в один контейнер отправляются неперерабатываемые отходы, в другой – вторсырье, - описали схему в «Эколайне». - Но и тогда одной из главных проблем остается низкое качество сырья в сетках РСО - жители не всегда выбрасывают в него правильные отходы. При этом рентабельным РСО может быть только при условии переработки 60% содержимого контейнера.  


Источник: Московская перспектива
Наталья Невмержицкая Пресс-секретарь +7 (914) 927 83 95 pr@ec-line.ru